Савикальпа, Нирвикальпа, Сахаджа Самадхи. В чём разница?

Больше
1 год 6 мес. назад #234 от AjnaYoga
Рамана Махарши объясняет что такое Савикальпа, Нирвикальпа, Сахаджа Самадхи. В чём разница?

И(Ищущий): А что можно сказать о кевала нирвикальпа самадхи и сахаджа нирвикальпа самадхи?

М(Махарши): Погружение ума в Атман, но без его разрушения, это кевала нирвикальпа самадхи, в котором человек еще не свободен от васан и поэтому не достигает мукти. Освобождение приобретается только после уничтожения васан.

И: Когда можно практиковать сахаджа самадхи?

М: Даже с самого начала. Однако если искатель не искоренил васаны, то и после многих лет непрерывной практики кевала нирвикальпа самадхи Освобождение достигнуто не будет.

И: Я бы хотел получить ясное представление о различии между савикальпа и нирвикальпа.

М: Удерживание высочайшего состояния есть самадхи, которое называется савикальпа при наличии усилия, направленного на успокоение волнений ума, и нирвикальпа – при отсутствии этих волнений. Постоянное и без усилий пребывание в первичном состоянии – это сахаджа.


И: Самадхи, восьмая ступень раджа-йоги, это то самадхи, о котором вы говорите?

М: В йоге термин самадхи относится к нескольким видам транса, и существуют различные виды самадхи. Но я говорю о другом – о сахаджа самадхи В нем вы обладаете самадханой [устойчивостью] и остаетесь спокойным и сдержанным, даже будучи активным. Вы осознаёте, что движимы глубинным Я внутри. У вас нет ни терзаний, ни беспокойств, ни забот, ибо вы постигли, что нет ничего принадлежащего вам. Вы знаете, что все выполняет Нечто, с которым вы находитесь в сознательном союзе.

И: Если эта сахаджа самадхи является наиболее желательным состоянием, то в нирвикальпа самадхи необходимости нет?

М: Нирвикальпа самадхи как состояние в раджа-йоге может быть полезно само по себе, но в джняна-йоге сахаджа стхити [естественное состояние], или сахаджа ништха [пребывание в естественном состоянии], и есть само состояние нирвикальпы. Здесь ум свободен от сомнений, и ему нет нужды метаться между вариантами возможностей и вероятностей. Он не видит никаких викальп [различий] и убежден в Истине, поскольку чувствует присутствие Реальности. Даже будучи деятельным, он знает, что эта активность – в Реальности, Атмане, высочайшем Бытии.

www.yogalib.ru/maharshi/1463-ramana-maharsh

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 мес. 3 дн. назад - 8 мес. 3 дн. назад #303 от AjnaYoga
Тут нужно ещё понимать, что когда Рамана говорит "Атман", он говорит из переживания "Атман есть Брахман".
Дело в том, что первое Пробуждение - это "джива (душа) есть Атман". Это когда в результате самоисследования обнаружен Источник Наблюдающего Сознания как Безграничное Сознание (Атман). Это савикальпа самадхи. Но, есть ещё тонкая граница между субъектом и объектом. Поэтому это Махамайя- таттва.
Второе Пробуждение - это "Атман есть Брахман". Это когда в результате шамбхави-мудры (созерцательное присутствие, когда часть внимания направлена на субъект, а вторая часть внимания направлена на объективный мир рассредоточенным взглядом) видение постепенно очищается от гун и элементов и Ясный Свет Недвойственного Осознавания проявляется. Происходит выход за пределы субъекта и объекта. Мир распознаётся как проявление моего Сознания (Атман). Это нирвикальпа-самадхи. Садвидья-таттва, шудха-видья (чистое видение, очищенное от гун и элементов). Но, оно временное. Васаны (устойчивые тенденции ума) захватывают ваше внимание и выдёргивают из Недвойственного Осознавания. Вы то в нирване, то в сансаре.
И вот тут нужно возвращаться в переживание Себя как Недвойственное Осознавание и утвердиться в нём (ништха). Недвойственное Осознавание проникает в повседневную жизнь, сохраняется при любой активности тела, речи и ума. Это крама-мудра. Природа васан распознаётся как Недвойственное Осознавание и васаны растворяются в своей Природе. Когда Недвойственное Осознавание будет 24 часа в сутки нон-стоп - это сахаджа-самадхи за пределами нирваны и сансары.
Когда васаны, кармы полностью растворятся - это Освобождение от круговорота рождений и смерти (мукти). Освобождение бывает при жизни - дживанмукти. Или в момент смерти, в этот момент тело может раствориться в Свете. Это саруба-самадхи.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 1.303 секунд